Театр и сад «Эрмитаж» Якова Щукина в лицах и исторических фактах

Оперетта Щукина
Артисты щукинского «Эрмитажа»
Русская частная опера
Оперные исполнители
С.В. Рахманинов
МХТ
 



Анастасия Дмитриевна Вяльцева
(1871—1913)


Анастасия Дмитриевна Вяльцева родилась в бедной крестьянской семье в одном из сел Орловской губернии. Отец Насти умер, когда она была еще маленькой, и мать с детьми переехала в Киев. Настя была отдана на обучение к портнихе. В шестнадцать лет, пройдя прослушивание в одной из опереточных трупп, она становится хористкой. Вместе с этой труппой Настя колесила по России, пока к началу 1890-х годов не перебралась в Петербург. Именно в это время на сцене Малого театра ставились музыкальные спектакли с участием «короля цыганского романса» Александра Давыдова и опереточной примадонны Зориной. Симпатичной новенькой статистке доверили роль: по ходу действия спектакля она должна была спеть романс «Захочу — полюблю». Стройная девушка с необыкновенной улыбкой, которую потом так и назовут — «вяльцевская» — вызвала бурю аплодисментов. Талантом и внешностью юной артистки был поражен известный петербургский адвокат Н.И. Холев, оказавший затем начинающей певице поддержку в систематических, профессиональных занятиях вокалом. «В течение трех лет я не выходила на сценические подмостки, и всё это время работала над развитием своего голоса с целью пройти серьезную школу для дальнейшей артистической деятельности. Затем меня увидал Щукин, известный московский антрепренер, и пригласил сразу на первые роли в «Эрмитаж» в Москву, а затем я сделалась «Вяльцевой».

Первое сольное выступление Анастасии Вяльцевой состоялось в Москве в 1897 году. Ей было двадцать шесть лет. Уже тогда определилась ее знаменитая творческая манера: она пела ярко, легко, свободно. Ее называли «певицей радостей жизни», потому что песни в свой репертуар Вяльцева придирчиво отбирала сама, отвергая те, в которых были слова «смерть», «разлука», «печаль», «горе», «тоска». Романсы Николая Зубова «Под чарующей лаской твоею», «С тобою вдвоем», самый знаменитый — «Не уходи, побудь со мною», ставшие шедеврами российской лирики, написаны специально для нее. Нередко концерт «несравненной» затягивался на два-три часа: публика, забивавшая в театре все проходы, не хотела отпускать ее со сцены. Петербургские газеты с некоторой долей ревности писали о преподнесенной Вяльцевой громадной корзине цветов с надписью: «Москва признает тебя своею».

В 1902 году состоялась первая гастрольная поездка по России, принесшая широкую известность и материальный успех. Впоследствии певица гастролировала беспрерывно, от Тамбова до Баку и Тифлиса. Решение Анастасии Вяльцевой попробовать свои силы в опере наделало много шума и было воспринято критиками как рекламный трюк примадонны. Тем не менее больше двух октав в голосе и «музыкальность, не подлежащая сомнению даже у самых строгих критиков», позволили ей спеть Кармен, Любашу в «Царской невесте» и даже мужскую партию Демона в опере Николая Рубинштейна.

Ее избранником стал блестящий гвардейский офицер, полковник Бискупский. Композитор Николай Зубов, очарованный Вяльцевой, написал романс «Я бы хотел тебя забыть» именно тогда, когда певица уехала к раненому на русско-японской войне Бискупскому, ставшему впоследствии ее мужем. Женитьба потомка старинного дворянского рода на артистке, дочери крестьянина, сделала его дальнейшую службу невозможной — и он, не задумываясь, вышел в отставку. Слава, богатство, счастливое замужество — всё это рухнуло в один момент. На гастрольном выступлении в Курске она прямо на сцене почувствовала себя плохо. Диагноз — рак крови. О состоянии здоровья Вяльцевой ежедневно сообщали центральные газеты. Было испробовано всё. Однако 5 февраля 1813 года газеты вышли с траурными заголовками: «Вяльцева скончалась». В последний путь, в Александро-Невскую лавру певицу провожало 150 тысяч человек .

Использованы материалы статьи с сайта "АСМО-пресс"

 

 


* * *

«Нет, это не выразить никакими словами, это надо слышать собственными ушами, это незаменимо своей неизъяснимой красотой!»

И.Е. Репин


* * *

«...меня увидал Щукин, известный московский антрепренер, и пригласил сразу на первые роли в «Эрмитаж» в Москву, а затем я сделалась «Вяльцевой».

Из воспоминаний
А.Д. Вяльцевой.

 
Ecли Вы oблaдaeтe документaльными cвидeтeльcтвaми, связанными с тематикой сайта пишите нaм @

Все права защищены. 2004–2016 © Pavel L.Schukin